Плагиат и вдохновение в академической музыке

Вдохновение или плагиат? Казалось бы, этот вопрос просто не может стоять в академической музыке. Ведь как такие великие люди могли просто заниматься воровством. Не стоит забывать, что великие люди – тоже люди. В этой статье пойдет речь о нескольких случаях плагиата в мировой музыкальной культуре.

Дебюсси и русские

Небольшой отрезок своей жизни Дебюсси провел в Российской Империи. Работая гувернером у известной меценатки госпожи Надежды фон Мекк. Во время своего пребывания в России, Клод Ашиль успел познакомиться с творчеством таких русских классиков, как Чайковский, Бородин и Мусоргский. Мусорский в своем творчестве опережал время, в которое он жил, и массами он был не понят. А вот Дебюсси находил музыкой для себя очень близкой по духу. Музыка как Дебюсси, так и Мусоргского отличается звукоизобразительностью. В ноктюрне «Облака» Дебюсси отчетливо можно услышать фрагмент одного из романсов Мусоргского. Скорее всего, это не сколько плагиат, сколько дань уважения маэстро.


В еще одну историю Дебюсси попал уже со своим современником – Рахманиновым. Как известно, Рахманинов начал сочинение своих прелюдий в 1892 году. Тогда вышла только одна до минорная прелюдия. Закончено написание прелюдий в 1910. Дебюсси же только первую тетрадь своих прелюдий написал 1910. Дебюсси восторгался трактовкой Рахманиновым жанра прелюдии. Но Рахманинов по доброте душевной ничего не патентовал, а вот Дебюсси подсуетился. До последнего времени все считали, что трактовка принадлежит Дебюсси. Но сейчас все признают, что основное развитие жанра связано с творчеством в первую очередь Рахманинова. Сам Дебюсси перед смертью связывался с Рахманиновым через своего друга Стравинского. Но, как известно, сам Дебюсси просто молчал в трубку, а потом и вовсе отворачивался, начиная плакать. Хотя, как потом уже признавался Рахманинов, он совершенно не держал зла на Стравинского.

А плагиат ли?

Плагиат в академической музыке – дело весьма мутное. Доказать, что какой-то фрагмент был украден, весьма сложно. Так в академической музыке есть прием цитирования и прием коллажа. Так, в опере Чайковского «Пиковая дама» можно встретить коллаж. Граиня поет арию, которая является полной копией арии Лоретты из оперы Грети «Ричард – Львиное Сердце». Танеев в своей кантате «Иоанн Дамаскин» цитирует погребальный хорал «Со святыми упокой», как и Чайковский в своей 6 симфонии в инструментальном варианте. О цитировании фольклорного материала у русских классиков и не только моно говорить вечно. К ним не прибегал, наверное, только ленивый. Они есть и у Глинки, Римского-Корсакового, Прокофьева. Последний в кантате «Александр Невский» процитировал и русский темы и латинский хорал «Перегринус».

В музыке есть понятие стилистика эпохи. Человек, который не знаком с творчеством Дакена, Куперена или Рамо, вполне способен спутать их. Порой композиторы неосознанно прибегают к похожим музыкальным последовательностям или приемам. Это очень характерно для клависинистов или импрессионистов.


Так что вопрос плагиата в академической музыке – тема крайне сложная. Случаи обвинения музыкантов в плагиате можно встретить часто, а вот доказательств либо мало, либо и вовсе нет. Случаи подобные ситуации Дебюсси и Рахманинова, когда человек сам признавал, что крал форму, музыку или идею, к сожалению, крайне редки. Все, что остается потомкам в таком случае, - спорить или же просто наслаждаться великолепной музыкой. Ведь, факт того, что Дебюсси украл трактовку прелюдии у Рахманинова, не делает музыку самого импрессиониста плохой. Напротив, эти прелюдии звучат великолепно и совершенно самодостаточно.

Последние опубликованные статьи:

  • File: https://own-school.ru/rss.xml
    XML Fatal Error 76: Opening and ending tag mismatch: img line 12 and a at line 12 column 961
    Подробнее